Поверку и калибрование гирь выполняют один раз в два года контрольные лаборатории Госстандарта, куда предъявляют гири. В период между поверками их следует периодически поверять силами ведомственного контроля. Для этого необходимо иметь специально отведенное помещение (весовую комнату). При поверке гирь проводят их внешний осмотр. Затем определяют массу, причем поверяемую гирю рассматривают как взвешиваемый груз и одним из вышеприведенных способов точного взвешивания сличают на образцовых весах с одноименной гирей образцового набора.
Формулы для определения метрологических параметров гирь
Массу образцовых гирь 1 разряда и 1-го класса определяют на образцовых весах I разряда повышенной точности по рабочим эталонам и рабочим эталонным наборам гирь. Наборы поверяют методом калибрования, который заключается в следующем. Сначала сличают суммарную массу гирь, входящих в набор, с образцовой гирей или рабочим эталоном в зависимости от того, какой набор поверяют. Далее поочередно каждую гирю поверяемого набора сличают с последовательно выбранной группой гирь того же набора, начиная с гири, следующей за сличаемой, суммарная масса которых равна номинальной массе этой гири.
Калибрование гирь желательно проводить двум наблюдателям, за правильное значение массы гири выбирают среднее арифметическое из двух определений. Если для одноименных сличений результаты взвешиваний различных наблюдателей отличаются больше чем на цену деления шкалы равновесия коромысла, сличение должно быть повторено обоими наблюдателями. Калибровку наборов гирь выполняют по схемам, зависящим от состава набора, однако принцип построения схем для калибрования различных наборов аналогичен.
Рассмотрим построение схемы и определение расчетных формул действительной массы гирь набора Г-1-20, составленного из гирь с номинальной массой 10; 5; 2; 2; 1 г. Сначала сличают номинальную массу всего набора с гирей номинальной массы 20 г рабочего эталонного набора. Математически результат сличения можно представить в виде
здесь и далее m20, m10, m1 — действительные значения массы гирь; — сумма масс последовательной группы гирь, начиная с гири, следующей за сличаемой, номинальная суммарная масса которых равна сличаемой. Далее сличают гирю из набора номинальной массой 10 г:
Следуя этой схеме, все остальные сличения представим так:
где а1, а2, а3, а4, а5, а6 — разность в массе наибольшей гири и ; m1 — номинальная масса гири в 1 г, взятой из другого набора для обеспечения полноты сличения. Истинное значение массы гирь определяют следующим образом. Из уравнения (1) почленно вычитают уравнение (2). В результате получают
Аналогично находят формулы расчета действительных масс остальных гирь набора, т. е.
Правильность калибрования проверяют следующим образом. Сумма действительной массы гирь набора и поправки должна быть равна действительной массе рабочего эталона из набора или образцовой гири в зависимости от того, какой набор калибруют. Набор считают годным, если отклонения массы гирь калибруемого набора и наибольшие погрешности определения их массы не превышают допускаемых значений.
Результаты поверки образцовых гирь I разряда и гирь 1-го класса оформляют в виде свидетельства по форме, утвержденной в установленном порядке. В нем указывают:
а) обозначение набора гирь;
б) номер набора;
в) наименование предприятия-изготовителя;
г) наименование организации, которой принадлежат гири;
д) материал гирь;
е) номинальную и действительную массы гирь;
ж) поправку к номинальной массе.
В свидетельстве должно быть указано, что масса гирь вычислена на основе единой условной плотности материала 8,0 • 103 кг/м3 и плотности воздуха 1,2 кг/м3.